Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:34 

Школьный изгой на тропе войны

Виви О.
палочка-выручалочка с многолетним стажем (с)
Вежливость и услужливость как оружие массового поражения


Толстенная коса, похожая на корабельный канат. Лоб закрыт челкой. Под челкой прыщи. Какие-то странные туфли с застежкой-перемычкой, в таких рисовали детей в старых советских книжках. Маленький рост, тяжелая попа. Глаза как будто интересно-зеленые, но смотрят так мрачно, что кажутся черными. В руках книжка с формулами на обложке. Где же родители этого чуда?

— Я пришла одна, — говорит чудо.—— Меня мама к вам записала. Меня Ванесса зовут.

— Какое удивительное для наших краев имя, — несколько натужно восхитилась я. — А как же его сокращают?

— Дома зовут Ванечкой, а в школе — Ванной-говнянной, — флегматично ответила девочка.

— Так. А по какому поводу тебя мама ко мне записала? Что она тебе-то самой сказала?

— Меня в школе травят, — глядя исподлобья, сообщила Ванесса. — Мама сказала: сходи к психологу, вдруг что дельное посоветуют.

— В каком классе ты учишься? Какая школа?

— В седьмом. Школа, которая вон, во дворе.

Обычно, если в классе есть реальная, действительно уже установившаяся травля, то есть в распределении групповых ролей школьник уверенно занял место «козла отпущения», я однозначно советую родителям забирать чадо из школы, а уж потом разбираться, что именно в характере (внешности, действиях и т. д.) ребенка привело к такому печальному результату и что можно сделать, чтобы ситуация не повторилась в новом коллективе. Но кому тут советовать? Где эта мама?

— Расскажи подробнее. Кто тебя травит? Весь класс?

— В общем-то да. Хотя нет. Есть такие, которым все равно. Они просто внимания не обращают.

— А друзья, подруги у тебя есть?

— Нет. Была одна, но она потом сказала: пойми, Ванна, я против тебя лично ничего не имею, но не хочу, чтобы меня из-за тебя дразнили.

— Что делают?

— Ну… дразнят в основном. Не бьют, нет, раньше толкались, я об стенку падала, теперь — нет… Портфель когда вытряхнут, по пальто ногами походят… В тетрадке нарисуют чего, на доске напишут… Но это раньше больше, теперь реже, выросли все же… Дразнят, да. Если подойду, просто смеются.

— Давно?

— Да класса с третьего, наверное, может, с четвертого… Да, Инна в третьем пришла…

— Кто это — Инна?

— Девочка у нас в классе.

— Заводила всего?

— Вроде так.

— У тебя когда-то был с ней конфликт, ссора?

— Нет, ничего не было… Или я не помню. Но она меня выбрала, да. А остальные сначала под нее пошли, а теперь уж привыкли.

— То есть теперь Инна ситуацией не управляет?

— Ну… она у нас королева, конечно… Но про меня ей уж и не надо ничего, они сами…

Уходить из этого класса, где «все привыкли» травить некрасивую флегматичную девочку, которую когда-то назначила «козлом отпущения» явившаяся в класс «королева» Инна. Конечно, уходить. Девочка явно неглупа и наблюдательна, на новом месте все может получиться много лучше. И время как раз подходящее для какой-нибудь специализации.

— Есть в школе предметы, которые тебе нравятся, хорошо даются?

— Да. Математика, физика. Я люблю задачи решать. Мне учитель часто пятерки с плюсом ставит.

— Отлично! — обрадовалась я. — Значит, в восьмой класс тебе надо попробовать поступить в 366-й физико-математический лицей. Там всем нравится математика, там мало девочек, и там очень ценится умение решать задачи. Ты знаешь, где он находится?

— Знаю. Но я не хочу. Не пойду туда, в смысле, — спокойно сказала Ванесса.

— Почему не пойдешь? — обескураженно спросила я. Я так все хорошо придумала…

— Я не хочу бежать. Я хочу решить эту задачу. Как вы думаете, это можно? — зеленые глаза испытующе смотрят из-под челки.

— Не знаю, — честно сказала я. — По-моему опыту, если и возможно, то очень трудно и долго. Но если ты настаиваешь…

— Да. Я настаиваю. А долго, что ж… У меня еще четыре года есть…

— Четыре года? А, в смысле до окончания школы? — Мне крайне редко доводилось встречать семиклассников, мыслящих такими временными промежутками. — Ну что ж, месть — это действительно блюдо, которое нужно подавать холодным…

***

Боже мой, какая странная девочка была эта Ванесса! Где-то заторможенная до крайности, а где-то я просто не успевала за стремительными скачками ее мыслей.

На вторую встречу она принесла мне несколько фотографий, на которых была запечатлена Инна.

— Есть у меня шанс?

— Если бы все зависело от внешности, которой нас изначально наделяет природа, то никаких шансов, — признала я. — Но, к счастью, от нее зависит не все.

Красивая Инна была ярко выраженным гуманитарием и организатором, писала прекрасные сочинения, эссе, выступала на всех школьных концертах… придумывала очаровательные дразнилки, которые потом долго были у всех на устах.

— Начнем с учителей, — решила я. — Многие из них на самом деле любят тихих заучек и сами когда-то были отнюдь не феями. Но тебе придется сделать шаг вперед.

Я научила Ванессу говорить комплименты. Наблюдательности ее учить было не надо — она сама легко вычислила (и записала в тетрадку!) все уязвимые места учительниц и редких учителей своей дворовой школы и начала лить туда тщательно продуманный (и отредактированный во время наших сессий) елей. Обратная связь не замедлила воспоследовать. «Какая душевно тонкая девочка! И как неожиданно!» — сказала одна учительница другой. — «Хоть что-то у меня тонкое!» — усмехнулась подслушивавшая за дверью Ванесса.

Дальше настал этап тех отнюдь не единичных одноклассников, кто с трудом пережил переход от арифметики к алгебре и не вылезал из двоек. Я научила Ванессу подсказывать и давать списывать (она всегда, с первого класса, считала это недостойным). «Я решу за тебя самостоятельную, — говорила она глупой как курица однокласснице. — А ты взамен называй меня не Ванкой-говнянкой, а Несси. Идет?» — «Идет», — чуть-чуть подумав, решительно отвечала девочка, которой грозила двойка в четверти и (главное!) отмена покупки нового телефона.

— Как сделать, чтобы не злились учителя? — спросила меня Ванесса где-то в конце восьмого класса. — Они же видят, что я подсказываю и за других решаю и черчу…

(В восьмом классе, помимо способностей к математике и физике, у Ванессы обнаружился дар к черчению, она очень видела пространство. При этом творчески рисовать не умела совсем. Половина сдаваемых в классе чертежей являлись копиями ее работ, сделанными с помощью стеклянного, подсвеченного снизу лампой столика в кабинете физики).

— Черчение — бог с ним, оно год всего, — сказала я. — А про физику и математику надо подумать…

— Я люблю математику, чувствую ее и успеваю по ней лучше многих, — прижав руки к груди, говорила Ванесса на следующей неделе, глядя зелеными глазами прямо в душу учителя. — И я бы хотела делиться. Но не только списывать и подсказывать. Я готова помогать, объяснять…

Двое самых заядлых оболтусов сначала, конечно, для порядку посопротивлялись, а потом и сами были рады, когда через месяц курируемых учителем занятий с Ванессой вдруг что-то, чуть не впервые с начальной школы, поняли и сами (!) решили самостоятельную сначала на твердую тройку, а потом и (о чудо!) на слабенькую четверку…

Стесняясь, в пустом коридоре, чтобы никто не видел, подошла девочка из хорошистов-карьеристов: «Несси, ты можешь мне объяснить? Я никак вот эти задачи понять не могу…»

— Без проблем! — ответила Ванесса. — Приходи ко мне сегодня в пять с тетрадкой.

— Удивительная девочка! — говорили дома родители одноклассников. — И кто бы мог подумать! Результаты не хуже, чем у дорогостоящих репетиторов. А вы, идиоты, ее еще в младших классах, помнится, дразнили! Теперь-то ты понимаешь, что не все то золото, что блестит?!

О золоте. Однажды я по наитию попросила Ванессу распустить ее веревочную косу… и обалдела! Это был такой сумасшедший, темно-медный, лениво-волнистый водопад. Хотелось намотать ее тяжелые волосы на руки и застыть в медитации.

— Ты когда-нибудь…?

— Никогда.

К выпускному в девятом классе мы с Ванессой готовились полгода. Дольше всего упирались выпущенные из-под убранной челки прыщи, в результате пришлось все-таки замазать их последние бастионы тональным кремом. Еще два месяца Несси училась ходить на высоких каблуках. Один вывих лодыжки и несколько синяков — ничего страшного. На темно-красное платье, на котором настаивала я, она не решилась. Остановились на зеленом, в тон глазам.

После выпускного это была уже другая девушка. Как выяснилось, только на первый взгляд.

— Ты все доказала, может быть, пора тебе в физико-математический лицей? — спросила я. — Все-таки там другой уровень подготовки…

— Нет, — сказала Несси. — Зачем? Я и так сумею в университет подготовиться. Я уже и малый матмех нашла, как вы мне советовали, и двухгодичные курсы присмотрела. И… вы понимаете… это ведь была еще не подача блюда на стол. Это было так, в кухне покрутиться, приготовить кое-чего…

— Это уже без меня, — твердо сказала я.

— Конечно, — улыбнулась Несси и протянула мне ловко извлеченный из бесформенного мешка букет. — Спасибо вам за все. Давно хотела сказать, что у вас очень красивые глаза, они прекрасно гармонируют с изменчивым питерским небом и вашей многогранной личностью.

Я смеялась еще некоторое время после ее ухода и сама чувствовала в своем смехе некую нервозность. Еще два года для подачи блюда на стол. Я не завидовала Инне. Больше того, мне уже было ее жалко…

Отсюда

Здесь тяжелый буллинг уже кончился ко времени начала работы. В таких случаях можно поработать над собой, а потом уже принимать решение: уходить или оставаться. И я обычно так и рекомендую: сначала сформровать уверенность в себе, а потом уже для нового себя идти к новым людям. В легких случаях даже изменившаяся походка и поведение снимало проблему (у меня была такая девочка, сестра моей ученицы, которой удалось помочь очень легко).
Уже из собственного ученического опыта могу посоветовать разбираться с собой сначала, потом параллельно искать новую компанию для неформального общения и друзей. Но это в том случае, если школа настолько сильная, что покидать ее жалко (как было в моем случае). Ну и отношения с классом нормализовались постепенно, мне ведь было уже пофигу, друзья были в другом месте.
А иногда нужно бежать-бежать, сразу и не оглядываясь)

А вообще, очень хорошая статья. И героиня ее мне понравилась)

@темы: Интересности и полезности, Психотехники

URL
Комментарии
2014-09-08 в 21:47 

Fessa
Я не волшебник, я только лечусь
Вот что-то подобное, что пережила Ванесса досталось и мне. Только я не доверяла психологам и с 8 по 10 класс рыдала в подушку, а ко 2-му курсу института я стала человеком "у которого все легко" и с этим жить оказалось еще сложнее.. Но и это я пережевала.

2014-09-08 в 21:49 

Виви О.
палочка-выручалочка с многолетним стажем (с)
Fessa, психологи - люди полезные, незачем рыдать)

URL
2014-09-08 в 21:52 

Merimi
делай другим то, что они сделали тебе. и лучше - первым.
Мда, все так хорошо начиналось, а закончилось так банально. Вместо того, что бы научить девочку любить себя и принимать такой, какая есть, ее научили подлизываться и быть "красивой" по нормам общества.

2014-09-08 в 22:07 

Fessa
Я не волшебник, я только лечусь
психологи - люди полезные, незачем рыдать) так это я стала понимать сильно позже... уже будучи почти взамуже.. а тогда кошмар дома, кошмар в школе и только вцепиться в жизни и жить. Самое тяжелое открытие было это то, что за легкий характер и "всегда хорошее настроение" могут тоже очень сильно не любить...

2014-09-08 в 22:10 

Fessa
Я не волшебник, я только лечусь
ее научили подлизываться и быть "красивой" по нормам общества. я не увидела подлизываться, я увидела - вполне спокойную социализацию подростка в обществе. Классе в 10-11 я уже умела отвечать на нападки, а вот если бы мне кто подсказал как себя вести когда все это началось... Хотя тогда я была бы не нынешней собой (которая меня устраивает) а какой-нибудь другой, но не думаю что менее себе нравящейся...

2014-09-08 в 22:18 

Merimi
делай другим то, что они сделали тебе. и лучше - первым.
Fessa, я была на том же самом месте :) только меня чуть ли не с сада дразнили и гнобили всячески, хотя я никогда не была некрасивой, полной, не носила даже очков. Зато я читала книги и меня очень любили в семье, и это было очень заметно, и наверное за это меня сделали изгоем. Спасибо родителям, они объяснили почему так происходит и что с жтим делать, и мне не пришлось проходить эту "социализацию", удалось остаться самой собой)) хотя меня дразнили до выпускного, не смотря на активное участие в жизни школы в старших классах))) в совете школы были сплошь отличницы-медалистки-подлизы и я в растянутом свитере. И родители кстати после начальной школы не знали, что меня продолжили обижать - я не жаловалась, толку жаловаться на комаров с иньеллектом инфузории?)

2014-09-08 в 22:36 

Виви О.
палочка-выручалочка с многолетним стажем (с)
Merimi, девочке выполнили ее запрос. Психолог - не учитель. А социализация штука полезная. Чувствовать себя легко и уместно и в министерстве, и на поляне удобнее (более вариативно), чем чувствовать себя хорошо только на поляне и дома)

URL
2014-09-08 в 22:50 

Неназванный
"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
Виви О., Еще два года для подачи блюда на стол. Я не завидовала Инне. Больше того, мне уже было ее жалко… Мне одному видится какая-то скрытая гордость и радость в этих словах? А теперича смотрим без уси-пуси на Несси. Холодный трезвый расчет, ни капли эмоций, ни капли сожалений - она такой и была, но просто не умела реализовывать это. И вот психолог научила все это использовать - для чего? Для манипулирования людьми. В принципе само по себе манипулирование есть всюду и везде, в нем нет ничего страшного - если манипулятивные телодвижения хоть чуточку ограничены моралью, совестью, религиозными догмами... В общем чтобы манипуляции не совершались во зло. Но в случае Несси - этого не будет. Ей просто не понятно будет, что месть - это вообще зло, а вот такое вот холодное уничтожение соперницы через много лет - это ЗЛО с большой буквы, и хорошо смотрится в триллерах, но очень плохо в жизни... Психолог не научила любить людей и прощать людей... В результате в обществе стало одним моральным инвалидом больше, и эту инвалидность Несси обязательно понесет дальше. Она нанесет удар по давней сопернице, потом еще по кому-нибудь, кто перейдет ей дорогу, потом еще - и в результате количество боли и слез в мире не уменьшиться с решением личных проблем Несси, а увеличится. Несси - так ласково называют и Лох-Несское чудовище, интересно, она себе случайно выбрала такой вариант имени?

2014-09-08 в 23:00 

Виви О.
палочка-выручалочка с многолетним стажем (с)
Неназванный, психолог и не должна научить любить людей, это не ее функционал. А педагог бы действовала по-другому. Ну я бы точно. Хотя научить общаться и подавать себя - это хорошо. Но вот для чего это все, как использовать - это уже другое. Мне в аналогичной ситуации надо было прежде всего найти себе нишу, своих людей. Но при этом научиться общаться успешно со всеми. И поэтому дружила в другой компании.

Но главное - психолог не учит, он только актуализирует потребности и подсказывает, где найти ресурс на их реализацию. А учит - педагог. У учителя есть право вести, у психолога - нет, его задача "сидеть на попе ровно" и ждать, когда клиент созреет.

И поэтому педагогику я люблю больше)))

URL
2014-09-08 в 23:11 

Merimi
делай другим то, что они сделали тебе. и лучше - первым.
Виви О., если чувствовать себя легко=стать как все, с каблуками и тональником, то смысла не вижу. Это ведет к тому в конечном итоге, что вместо того что бы искать свое место человек делает как все - ходит на неинтересную работу, выходит замуж потому что надо, рожает потому что пора. Не умеет быть счастливым, потому что не умеет чувтсовать себя, свои личные стремления он с детства задвигает в дальнюю коробочку, что бы его в обществе любили, что бы не дразнили, что бы принимали, что бы быть как все.
Героиня истоии была особенной, и психолог выявил одну ее склонность - ей нравилось объяснять другим. На мой взгляд это единственное позитивное, остальное - девочку научили прогибаться, подлизываться к учителям, быть красивой по нормам общества.
Она от прыщей была менее умной или интересной? Вот уж врядли. Или от неумения ходить на каблуках она была хуже? В ее классе наверняка почти все умели ходить на каблуках, красится, они в подростковом возарсте заполняли хтими взрослыми скиллами свою внутреннюю пустоту. И ванесса, вместо того что бы не идти по этому очень простому пути, стала как они. А фраза про соперницу вообще жесть...

2014-09-08 в 23:13 

Dr. Dormouse
Соберись и перестань кровоточить
Виви О., мне давно хотелось, чтобы ты оценила ее работу, но не ожидала, что это произойдет именно так)))
Мне нравится ее блог, хотя, наверное, она во многом... рисковата)
А еще я когда-то ходила на семинары - ее и Марии Семеновой)

2014-09-09 в 01:31 

Виви, а вот поясни - мне всегда казалось, что психолог/психоаналитик не должен давать человеку практических решений поставленных человеком перед собой задач. Разве это не чуть ли основное правило их работы? А тут специалист занялся тем, что лепил из девочки определенный проект (заданный самой девочкой). По-моему это какой-то лайф-коучинг, и ничего общего с работой над (само)сознанием человека не имеет... или у меня идеализированный взгляд на эту профессию? :)

2014-09-09 в 07:03 

Виви О.
палочка-выручалочка с многолетним стажем (с)
Dyonis Rakhl, есть разные функции и направления у этой профессии. От коучинга до психоанализа. Мурашова работает психологом в детской поликлинике, ничего больше. Т.е. это краткосрочная терапия. Глубинным психоанализом там заниматься не получится - это годы работы. Направление и запрос от клиента был четкий: решить задачу поднятия рейтинга в недоброжелательно настроенном коллективе. Не было запроса: какая я, что мне нужно, мои отношения с собой и миром... Я вот люблю экзистенциальную психотерапию, но здесь не оно. Но в рамках районной поликлиники такого и быть не может. Краткосрочныый коучинг, да.

Dr. Dormouse, с ней получилось интересно. Увидела трейлер кино, спросила у наших психологов, мне про нее рассказали следующее: вот есть весьма средняя психологиня из районной поликлиники, но умеющая писать. А теперь сама посмотри, как хорошо пишет и как средне в профессиональном плане работает. И при этом молодец же! А мы тут....

Merimi, Ванесса - не ты, у тебя был бы другой запрос: найти себя, найти друзей, устроить свою жизнь так, чтобы не приходилось ходить на скучную работу. А у нее другой. И она сама другая. И треккеров у нее не было с одиннадцати лет))

URL
2016-11-14 в 11:05 

Эльвинг
Идущая сквозь сумрак
В данной ситуации психолог всё сделала правильно. Другое дело, как Несси этими знаниями распорядится.
И что плохого в том, чтобы избавиться от прыщей и стать красивой? Распустить волосы - вместо дурацкой косы? Индивидуальность Несси осталась при ней. Это ее характер. Ходить чучелом огородным - это не часть индивидуальности, а неумение не выглядеть этим самым чучелом, ИМХО.

   

Naked Time

главная