Уже около двадцати лет назад я заметила, что дети стали по-другому осваивать сюжетно-ролевую игру. В норме, по учебнику, совместная игровая деятельность начинается в районе трех лет. Первый этап - игра рядом. Дети играют каждый в свою игру и свои игрушки рядом, постепенно расстояние уменьшается. Следующий этап - дети начинают меняться игрушками. Потом - играть совместно. Вершина игровой деятельности - игра довольно большой компанией с четким распределением ролей.
Так вот, мое поколение именно так и играло. Теперешние дети, да и их родители уже - играют не так. Их игра напоминает игру ребенка с элементами аутизма - развернутая ролевая игра, с предметами-заменителями, но без компаньона - другого ребенка. А вот развернутая ролевая деятельность отодвинулась в подросковый возраст и юность и красиво слилась с ведущей деятельностью, присущей подросткам - общение Это ни в коем случае не говорит о том, что вся молодежь - аутисты Разумеется, это нормальные, психически здоровые люди, просто, сами нормы изменились. Т.е. такая индивидуальная игра стала нормой.
Я это обстоятельство для себя отметила и стала наблюдать, не проявляется ли такая обособленность еще в каких-то сферах детской жизни.
Так вот, сегодня, читаем с учеником рассказ. Рассказ очень простенький, из жизни детского сада. Нужно его прочитать, ответить на вопросы, пересказать.
Сюжет такой: Вечер. За мальчиком Славой пришел папа. В группе осталась одна девочка Катя. Если Слава уйдет, ей будет грустно, она останется совсем одна. Слава попросил папу подождать, пока за Катей кто-нибудь придет. Вскоре за Катей пришла мама, и они все вместе пошли домой.
В принципе, обычная зарисовка. В конце задан вопрос: Хотел бы ты дружить с таким мальчиком, как Слава? Разумеется, автор книги имела в виду, что Слава проявил хорошие качества для дружбы, и с ним охотно будут дружить.
Мой ученик ответил: Нет, не хотел бы.
Мне стало интересно: Почему?
Ответил: Он слишком добрый.
Понятие "слишком добрый" меня очень заинтересовало, и я попыталась выяснить, что для него "слишком", а что нет. Получила ответ: вот вы добрая, а он - слишком.
Всю дорогу домой я раздумывала над этим ответом. Вечером поделилась историей с сыном. Подумала: может, быть при проявлении такой пустячной, в общем-то, доброты, ребенок чувствует себя обязанным?
Пришли к выводу, что вот так ждать друг друга - это у современных детей просто не принято. Т.е. поступок Славы выглядит не столько добрым, сколько неадекватным. И поэтому слегка отпугивает.
Теперь вопрос: он выглядит неадекватным только в глазах моего ученика или это особенность поколения? Спросите у своих детей, а?
Наблюдение
VivianaO
| суббота, 20 июня 2009